Просветителя имя и дело (Уникальная аудиосистема для Ford Focus)

Журнал «Автозвук», 01/2014"

Ford Focus
Студия: «Автобам»
Руководитель проекта: Алексей Прудников
Рубрику ведёт Железный ШИХМАН

И лишь только царь исполнил сие, как ему был возвращен человеческий образ, а от бесновавшихся воевод и воинов были отогнаны лукавые духи.

Житие св. Григория

SUM
  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: OEM
  • Процессор: Audison Bit Ten
  • Усилители: EOS Classic-50, AE-500.1
  • Акустика: ScanSpeak Revelator 18W/4531G01, ScanSpeak Illuminator D3004/602000
  • Сабвуфер: Peerless XXLS-10
Трудно отделаться от ощущения, что компоненты для этой системы выбирались по именам. Отделаться, конечно, придётся, со временем...
Акустика, например. У мидбасов, кроме традиционно длинного цифробуквенного обозначения, есть и имя — Revelator, по-нашему — Предтеча, он же — Креститель, он же — Иоанн. Illuminator (это про пищалки) в данном случае, разумеется, не застеклённая дырка, зная про Revelator, предположить такое было бы неумно. Это — просветитель, почитаемое занятие, Евфимий Афонский и другие. В заграничной литературе они все — «Иллюминаторы». Усилители — EOS, что, в принципе, означает Emotion Of Sound, там даже так и написано (на заграничном), но создатель этой техники, Viacheslav Leonidovich Reznikov (опять по-иностранному), никогда не скрывал аллюзий к имени греческой богини зари. Кстати, одного из коней, обеспечивавших транспортировку богини во время исполнения служебных обязанностей, звали Лампос. Это проливает свет (в смысле иллюминирует) на происхождение некоторых моделей усилителей EOS.

Peerless — тоже величественно, причём со всеми на то основаниями. С обычным, без величественности и античных корней, именем оказался лишь один компонент, но именно он и стоит в центре всего произведения. А теперь — по принятому у нас порядку.

Задача была поставлена вполне традиционная — добиться аудиофильского звучания в отдельно взятом автомобиле, не затрагивая по возможности его интерьер. И всё это — в рамках разумного бюджета и в разумные сроки. Попарно эти составляющие сочетаются влёгкую, все вместе — с очень большим скрипом. Но в «Автобаме» к подобным задачам уже привыкли, подходы изучили, поэтому и решение нашли.

Сохранение интерьера — это, во-первых, установка акустики с максимальным использованием штатных мест. Во-вторых, это OEM-источник или его аналог, претендующий на звание штатного. Ко второй опции прибегают, когда требуется расширить функционал источника в сторону мультимедиа, навигации и прочих интернетов. В данном случае новые сущности заказчику не требовались, поэтому источник сигнала заменять не пришлось — что помогло удержаться в рамках бюджета, а сроки изменились на длительность вывода линейных выходов из штатной «головы» — операции освоенной и предсказуемой.

С новообретённых линейных выходов сигнал поступает на процессор Audison Bit Ten, уже упомянутый в качестве центрального и важнейшего компонента системы. Процессор позволяет «разрулить» сигналы, не тратя массу времени и сил на поиск оптимального расположения и ориентации динамиков. Построение беспроцессорных систем — удел редких энтузиастов, не ограниченных временем, а здесь фактор времени приходилось учитывать. Поэтому процессор и полная поканалка, другого не дано. Важность и центральность, впрочем, необязательно подразумевают спесь и понты, процессор при компоновке занял самое скромное место — за усилителями. Зато при этом удалось сократить длину межблочных кабелей там, где их стало много — после процессора, по полосам. А длинные остались там, где мало — правый и левый от «головы».
Коль заявка делалась на высочайшее качество звучания, то и акустика требовалась соответствующая. Выбор её совсем недавно мы назвали бы необычным, сейчас не решимся: компоненты ScanSpeak всё чаще становятся предметом предпочтения в претенциозных системах. Головки, использованные здесь, как раз и носят почитаемые имена древних мужей. Мидбас — 18W/4531G01 из серии «Предтеча», ScanSpeak D3004/602000 — «Просветитель». И если системы с «просветительской» пищалкой появляются на наших страницах как минимум раз в год и перечислять её достоинства в очередной раз не имеет смысла, то на мидбасе стоит задержаться, он на наших страницах ещё не появлялся.

Динамик, в принципе, не целевой, в смысле — не автомобильный. Отсюда и конструкция, и параметры. Калибр — примерно 7-дюймовый, что добавило лишних хлопот при установке, но немного: всё равно штатные места подлежат доработке. Диффузор 18W и так далее — из прессованной целлюлозы с тангенциальными рёбрами, заполненными пластичным компаундом, одновременно повышающими и жёсткость, и демпфирование. Набор параметров интересный и для автомобильных головок совершенно нетипичный: частота резонанса 34 Гц (у нас такие сабвуферы — через один), полная добротность 0,35 (у наших сабвуферов сплошь и рядом — выше), эквивалентный объём 45,6 л. Открыл сейчас на сайте наугад тест 12-дюймовых сабвуферов и у третьего по счёту нашёл величину меньше, чем эта. Согласитесь, в отличие от марки динамика параметры остаются необычными. По всем показателям динамик фазоинверторный, но, будучи установленным в условно-закрытом объёме двери, выходит (при своём немалом Vas) на величину полной добротности где-то 0,5 — 0,6. Это своего рода аудиофильский стандарт де-факто: лёгкий и чёткий бас с детальной атакой, нуждающийся в подмоге сабвуфера на самых низких частотах. Расположена фронтальная акустика вполне традиционно — мидбасовые динамики в доработанных (в том числе расширенных) штатных местах в дверях, пищалки — в специально изготовленных подиумах в треугольниках зеркал. Собственно, в салоне это единственный элемент явно нештатного облика, но и он из общего стиля не выбивается.
Сабвуфер тоже выбран не слишком распространённого типа — Peerless XXLS-10. В отличие от мидбаса он в редакционной лаборатории побывал, причём давно (№7/2006), но с тех пор, кажется, изменениям не подвергался. Поэтому позволю себе цитату из резюме восьмилетней давности: «Исчезающе малые искажения, аудиофильская АЧХ в ЗЯ, компактное оформление, по неискажённому звуковому давлению спокойно справится с обязанностями «двенашки». Вопросы ещё есть? Установили сабвуфер в левой боковине багажника в закрытом корпусе «стелс» объёмом всего 15 л. Рекомендация «АЗ» восьмилетней давности — 14 л. Это так, к слову. Диффузор «по-домашнему» закрыли рамкой с радиотканью, так что при первом взгляде динамик и не виден.
 
Усилители в правой боковине багажника, напротив, демонстративно показывают «спины» — но ничего более, органы управления и коммутация скрыты фальшпанелью. Элегантно и со вкусом, хотя стесняться таких проводов я бы не стал — аудиофильские межблочники Van den Hul Bay C5 Hybrid, акустические — Van den Hul D 300 III Hybrid.

Усилителей в системе два, и у них оказались интересные пропорции: меньший по габаритам — моноблок EOS AE-500.1. Моноблок, замечу, класса AB, хотя современные импульсные усилители уже уверенно прописались и в широкополосных каналах. Но здесь за КПД и запредельной мощностью не гнались, главным требованием было качество звучания, а по этому критерию некоторые настаивают на «аналоге». Можно соглашаться с оправданностью такого радикализма, можно — нет, но принять его как данность придётся, особенно когда такая позиция принадлежит заказчику.

Больший (намного) по габаритам аппарат — четырёхканальный EOS Classic 50 для поканального фронта, в числе прочего (прочего тоже немало), характерный своей «прямизной»: здесь нет никаких фильтров, которые стали бы лишь обузой для процессорной системы, все усилия разработчиков были сосредоточены на процессе усиления как такового. Второго коня богини Эос, между прочим, звали Фаэтон. Уже тогда было ясно: техника будет для автомобилей...

Замена штатной «головы» «такой же, но другой» делается, когда надо расширить функционал. Здесь было не надо...

18-сантиметровые «Ревелаторы» («Предтечи» всё же как-то не звучит) ничем не выдают своего присутствия за довольно миниатюрными сетками

«Просветители» в уголках зеркал — единственный очевидно нештатный элемент интерьера

Ну, совсем уж без элементов шоу было нельзя. Шоу сделали световым...

RTA

Басовую часть АЧХ можно охарактеризовать как «низкая и высокая» в том смысле, что сабвуфер забирается предельно низко по частоте без особых усилий, а «высокая» — потому что, уже когда эстафета передана фронтальной акустике, сохраняется прежнее звуковое давление, так происходит до 200 — 250 Гц, это выше обычного. Собственно середина (400 Гц — 3 кГц), действительно, чувствительно «прибита» при настройке, отсюда и звучание, ориентированное на невысокие уровни. На верхних частотах заметен спад выше 10 кГц, известный производителям пищалок и даже зафиксированный ими в официальной документации. Однако, как это нередко случается, прибор видит одно, а ухо слышит другое, с шёлковыми пищалками топовой категории это не первый случай.
В багажнике шоу как раз не наблюдается. Чуть распухшие боковины — и всё

Peerless XXLS за 8 лет ничуть не изменился. И очень хорошо, что не изменился

Закрыт диффузор не металлической сеткой, а тканью, «по-домашнему»

Пропорции усилителей отражают важность задач: маленький — басовый моноблок, большой — «чистый» четырёхканальник

Процессор демонстрирует предельную скромность, о его существовании свидетельствует только припрятанный в уголке USB-кабель

SQ

Звучит система необычно и очень «по-домашнему». Вместо привычного (что уж там) «мясного» баса — аккуратный, предельно чёткий, с изумительным рельефом, работа трёх контрабасов с диска АМТ меня давно так не радовала. Сабвуфер в гармонии с басовитым фронтом, несмотря на солидный уровень инфрабаса, нет ощущения его затянутости или отставания, всё звучит очень слитно. Среднечастотный диапазон заметно приглушён, нечто вроде постоянно действующей тонкомпенсации. Впрочем, система и настраивалась на средний уровень громкости, при такой коррекции достигается максимально комфортное звучание. Высокочастотный участок диапазона — сдержанный, но детальный, звенящие и шуршащие инструменты (треугольнички-щёточки-тарелочки) воспроизводятся отменно.

Звуковая сцена умеренно высокая, достаточно ровная по горизонту, с хорошей локализацией инструментов — что ещё нужно? Перефразируя классиков, скажу, что «не надо делать из сцены культа». Главное, что требуется от аудиосистемы — это передавать эмоции и атмосферу исполнения, а с этим она справляется великолепно.

Хотите такую же аудиосистему? Напишите нам!

Режим работы:
Понедельник—Суббота, с 9:00 до 21:00
Воскресенье: с 9:00 до 19:00

Наши филиалы:

  • Запад Телефон: +7 (495) 215-27-19 Адрес: ул. Твардовского, д. 8, к. 5
  • Север Телефон: +7 (495) 785-08-38 Адрес: Анненский проезд, 1с17
  • Юг Телефон: +7 (495) 380-13-35 Адрес: ул. Б. Тульская, дом 10 корпус 4
  • Юг-2 Телефон: +7 (495) 212-14-59 Адрес: ул. Б. Черемушкинская 2Ас2